Развитие речи до двух лет или как научить младенца разговаривать

Становление речи — один из важных показателей в общем процессе развития ребенка. До достижения трехлетнего возраста у крохи происходит формирование мышления, самосознания, памяти, речи. Все знания и навыки малыша в большинстве случаев зависят от окружающих его взрослых, а также от того, сколько времени и внимания ему уделяется.

Сейчас часто можно встретить родителей, жалующихся на то, что их ребенок плохо и мало говорит. На эту актуальную во все времена тему мы решили сделать краткий обзор, содержащий рекомендации для родителей по развитию речи у детей. Он будет полезен для тех, кто заинтересован во всестороннем формировании ребенка как полноценного члена общества.

Роль взрослого окружения в развитии речи малыша

Развитие речи ребенка от года до двух

Раннее речевое развитие ребенка зависит от соблюдения определенных условий:

  1. Он должен быть здоров как физически, так и психически.
  2. Развитие зрения и слуха крохи должно быть полноценным.
  3. К определенному возрасту он должен самостоятельно выражать потребность в речевом общении.
  4. Речевое окружение ребенка должно быть постоянным.

Последний пункт особенно важен, поскольку способность к овладению языком у малыша формируется лишь в процессе общения с окружающими его взрослыми, а также в соответствии с условиями, в которых он проживает. Без нормальной языковой среды своевременное становление речи невозможно. Так, например, в семьях с глухонемыми родителями полностью здоровые дети начинают разговаривать значительно позже своих сверстников.

Чем больше с малышом общаются и объясняют, что происходит в данный момент, тем раньше он начинает разговаривать.

Этапы развития речи

Процесс формирования речи у всех детей происходит в несколько этапов. Несмотря на то что не существует четко определенных возрастных границ речевого развития, исследователи выделяют основные вехи, которые преодолевает каждый малыш.

Первый этап: ранние слова

Многие дети свои первые слова произносят в промежутке от девяти месяцев до полутора лет. Эти ранние слова малыша чаще всего предназначены для обозначения ближайшего к нему окружения: мамы, папы, бабушки и дедушки (баба, деда) и т. д. Дети довольно легко воспроизводят звуки и короткие слова, например, «тик-так» обозначает часы, «ав-ав» — собаку, «ам-ам» — кушать, а «на!» — требование дать что-то в руки. Бывает, что дети используют первые или ударные слоги для обозначения предмета. Например, «ко» может быть кошкой, а «абá» — собакой.

Очень часто слова, произносимые впервые, могут иметь расширенное значение. Например, слово «мячик» может обозначать, как сам предмет, так и желание в него поиграть или указание на других детей, играющих в мяч. Или, например, под словом «гав-гав» может подразумеваться собака, любые меховые изделия, мохнатые домашние тапочки и все мягкие игрушки в доме, а «би-би» может означать не только машину, но и поездку в ней.

Когда «Ы» — первая буква алфавита

Этапы развития речи

Примерно в одно время с активным «внедрением» в речь первых слов у ребенка может появиться указательный жест в направлении интересующего предмета с вопросительным звуком «Ы?». Психологи утверждают, что это очень важный этап в период развития речи. Считается, что таким образом малыш задает вопрос «Что это?» и, получая ответ взрослых, он выясняет, что каждый окружающий его предмет имеет свое название. Активное включение взрослых в эту игру дает мощный толчок развитию пассивного словаря крохи — когда ребенок знает и понимает, но воспроизвести вслух пока еще не может. Любые же ограничения малыша в этой познавательной активности, а тем более запрет на тыканье пальчиком в предметы тормозят формирование пассивного словаря, а следовательно, и общее развитие речи.

Второй этап: первые фразы

Примерно с полутора лет в процессе становления речи наблюдается освоение двух-трехсловных предложений. В этот период активный словарь малыша расширяется стремительными темпами. Практически каждый день родителям удается услышать одну-две новые фразы, которые постепенно прочно закрепляются в лексиконе крохи. Начинается все с простого «это мое» или «мама, дай», но примерно к двум годам ребенок уже не только воспроизводит, но и вполне осмысленно озвучивает более сложные конструкции: пытается объяснить свои желания или намерения; рассказать, что чувствует или сообщить о своих планах. Выглядеть это может примерно так: «Ой, упал. Ножка бобо» — кроха упал и больно ударился ножкой. «Пойдем гулять, качели катà» — пойдем гулять и будем качаться на качелях. «Какой мультик? Нет, не буду» — ему не нравится этот мультик и он не хочет его смотреть.

Пассивный словарь детей к полутора-двум годам развит уже настолько, что они практически полностью понимают родителей.Это дает возможность вступать с ребенком в диалог и получать информацию о его желаниях или намерениях.

Например:

  • Тема, ты хочешь кушать?
  • Да.
  • А что ты будешь есть: суп или кашу?
  • Суп.
  • А пить хочешь?
  • Да. Дай сок.

При этом вполне нормальным является то, что ребенок к двум годам еще не полностью осваивает произношения всех букв и звуков. Поэтому практически все дети многие звуки произносят неправильно или вовсе пропускают их. Так, например «дя» = «да», «госок» = «горшок», «коее» = «скорее», а «будю» = «буду» и т. д.

В это время очень важно всячески демонстрировать малышу, что его понимают, при этом тактично поправляя его произношение и повторяя снова и снова, как должно быть произнесено слово или фраза в правильном «взрослом» варианте.

Способы стимуляции детской речи

Способы стимуляции детской речи

Чтобы речь ребенка развивалась в хорошем темпе, нужно предоставить ему такие условия, при которых формирование речевых навыков происходило бы как бы само собой, легко и непринужденно. Эти условия довольно просты, и их без особого труда можно создать в пределах каждой семьи. А хорошо организованная развивающая среда приводит к успешному формированию речевой деятельности малыша.

Существуют специальные упражнения для развития речи у детей.

  1. Одним из лучших упражнений для развития коммуникативно-речевого потенциала является комментирование своих действий взрослым человеком в присутствии ребенка. Делать это можно (и даже нужно!) с любого возраста малыша. Младенцев такие упражнения стимулируют на ответную реакцию, а для детей от полугода и старше польза активного слушания заключается в том, что они не только начинают улавливать мелодику родной речи, но и учатся выстраивать ассоциативный ряд между тем, какие слова взрослый произносит вслух и какими предметами он при этом пользуется или какие действия совершает. То есть происходит механическое освоение слов и их значений.

    Выглядеть это может, например, так: «Сейчас мама будет мыть пол. Нальем водичку в таз, возьмем тряпку, намочим ее. Пол будет чистым, блестящим. Митя будет ползать по полу, где захочет!» Или так: «Мама варит суп. Почистим картошку, морковку, лучок, порежем капусту. Возьмем нож. Ножик острый! Ну вот, скоро будет готов вкусный суп. Саша будет кушать, скоро обед».

Важно, чтобы речь взрослого была разборчивой и простой для понимания малыша.

  1. Еще одно эффективное упражнение — проговаривание ребенку всего того, что он видит во время прогулки или дома. Суть упражнения такая же, как и в первом случае, только в данном случае речь взрослого должна быть обращена непосредственно к малышу. Например: «Вот цветочек растет, посмотри. Какой цветочек? Желтый. Это одуванчик. Давай-ка сорвем. Понюхай, как пахнет. Вкусно? На, держи крепко, неси домой. Подарим одуванчик бабушке».
  2. Метод провокации. Суть метода заключается в том, что взрослый делает вид, что не понимает ребенка. Если малыш просит игрушку, то ему предлагается сразу несколько на выбор, но в ручки игрушки не даются — кроха должен озвучить, какую именно игрушку он хочет получить. Если во время прогулки ребенок тянет сопровождающего в «неизвестном» направлении, то взрослому следует поинтересоваться, куда это малыш так спешит: на площадку, в песочницу, на качели или играть в мяч. Такое упражнение побуждает малыша к речевой активности.
  3. Дополнение и расширение произнесенной ребенком фразы. Согласно этой методике взрослые дополняют другими словами все, что скажет кроха. Например, если он произносит «масина», то взрослый продолжает: «Да, машина. Большая машина, быстрая, громкая. Вон как рычит». Расширяя таким образом детские фразы, взрослые создают благоприятную среду для овладения малышом связанной и развернутой речи.
  4. Возможность выбора. Хорошая тренировка для активизации речи — позволять ребенку делать самостоятельный выбор. «Мы почитаем книжку или будем рисовать?», «Что ты хочешь: покормить птичек или посмотреть на лошадок?», «Ты пойдешь со мной в магазин или останешься дома с папой?»
  5. Чтение книг — также один из лучших способов развития разговорных навыков малыша в возрасте до двух лет. Во-первых, пока ребенок не начнет интересоваться книжками самостоятельно, чтение — это совместное препровождение времени. А во-вторых, во время совместного просмотра книг у ребенка пополняется словарный запас, тренируются навыки активного слушания, развивается внимание, память. Детей очень увлекают яркие, красочные рисунки, веселые и простые стихотворения, диалоги персонажей, особенно когда их читают с выражением и по ролям. Со временем у малыша появляются любимые книги, а ближе к двум годам, дети начинают самостоятельно рассматривать картинки, находить знакомые предметы, называть их. Некоторые дети умудряются даже придумывать свои истории «по мотивам» и рассказывать их самому себе, пусть даже на своем, никому не понятном языке. Все это как нельзя лучше способствует активному освоению речи.
  6. Занятия с карточками. Отличное пособие для развития речи у детей до двух лет — развивающие карточки. Обычно на них изображены яркие картинки, объединенные в группу по одному признаку: изображения животных, предметов одежды, машин и т. д. Во время занятий родители показывают малышу карточку, рассказывают, что на ней изображено и просят малыша повторить услышанное. С помощью таких карточек не только расширяется активный словарь ребенка, но и появляется возможность изучать различные характеристики и свойства предметов: маленький — большой, круглый — квадратный и т. д.

Значение мелкой моторики в развитии речи малышей

Значение мелкой моторики в развитии речи

О роли мелкой моторики в процессе формирования психических процессов у малышей и о ее значении в общем развитии речи стали говорить уже в середине прошлого века. Научно доказано, что от двигательной активности детских пальчиков напрямую зависит то, как будет происходить интеллектуальное развитие ребенка, а также способности к освоению и воспроизведению родного языка.

Чем раньше родители «увлекутся» пальчиковыми играми, тем раньше малыш заговорит. Сделать это несложно, учитывая, что большинство детей любит игры с собственными ручками. К тому же пальчиковые игры — это самый простой способ отвлечь малыша, развеселить или просто занять на некоторое время. Сегодня в продаже можно найти массу самых современных игрушек для развития мелкой моторики. Но для успешных и увлекательных игр вовсе не обязательно что-то покупать: практически всегда можно найти что-нибудь подходящее в привычных бытовых условиях. Например, в качестве пальчиковых игр можно:

  • завязывать и развязывать шнурки, ленты, банты;
  • нанизывать на веревочку бусины;
  • рвать бумагу на мелкие кусочки и скатывать их в шарики;
  • прицеплять и отцеплять прищепки;
  • отвинчивать и завинчивать крышки на бутылках и банках;
  • перебирать крупу или просто «шебуршить» в ней пальчиками, отыскивая зарытую мелкую игрушку;
  • разбирать разноцветные пуговки по размерам и цветам;
  • играть на музыкальных инструментах;
  • стучать пальчиками по клавиатуре;
  • рисовать мелом, красками, карандашами;
  • лепить из пластилина.

Значение игр в становлении речи ребенка

Игры для развития речи

  1. Сюжетные игры. Свой первый жизненный опыт большинство малышей получают в процессе игры, поэтому следует включить в нее очень ненавязчивую стимуляцию речевой активности. В то время пока малыш играет в сюжетно-ролевые игры, он приобретает и закрепляет коммуникативные навыки, развивает воображение, познает мир, испытывая и переживая эмоции. Малышам не нужны сложные театрализованные постановки, достаточно научить его элементарным сюжетно-ролевым играм:
    • поговорить по телефону с любимым персонажем или с бабушкой;
    • пожалеть упавшего мишку, успокоить его, убаюкать и положить спать;
    • усадить зайца на горшок и похвалить его за успешное мероприятие или поругать за то, что зайка не успел добежать и «надул» в штаны;
    • покормить куклу кашей и похвалить ее за то, что кукла съела свою порцию и т.д.
  2. Подражание — воспроизведение звуков или фраз, произнесенных кем-то из взрослых. Если ребенка заинтересовала эта игра, то на первых порах он практически сразу начнет повторять все, что произносят домашние. Позже эти повторения приобретают отсроченный по времени характер и становятся осмысленными. То есть, играя в одиночестве, кроха способен без подсказки воспроизводить знакомые ему звуки и слова (как урчит двигатель машины, как гудит самолет, как звонит телефон и т.д.). Детям в возрасте чуть старше года рекомендуется предлагать самые простые звуки для подражания: как чирикает птичка, как мяукает кошка или гавкает собака, как баюкают малыша. Детям в возрасте от полутора до двух лет можно предлагать более сложные варианты для подражания. К примеру:
    • ворона каркает «кар-кар», а воробушек чирикает «чик-чирик»;
    • поезд едет «чух-чух-чух», а автобус гудит «у-у-у-у-у»;
    • колокольчик звенит «дилинь-дилинь», а звоночек — «дзынь-дзынь» и т.д.
  3. Музыкальные игры. Малыши обожают играть в народные игры, слушать детские песни и даже подпевать, узнавая некоторые слова. Поэтому совместное распевание песен и потешек способствует ускорению развития речи. Ближе к двум годам многие дети с радостью включаются в известные всем подвижные игры, например, такие, как «Каравай-каравай» и «По кочкам, по кочкам». Описание и примеры других музыкальных игр можно в большом количестве найти в интернете, да и придумать самостоятельно подобную игру по силам каждому родителю.

Формирование речи у маленького ребенка начинается практически с первых дней его жизни. Для того чтобы она развивалась планомерно, гармонично и своевременно, без активного участия родителей и ближайшего окружения не обойтись.

Становление речи — это целенаправленный и ежедневный педагогический труд, предполагающий применение целого арсенала методик и упражнений. Но все усилия родителей, направленные на обучение малыша родному языку, окупятся в тот момент, когда кроха превратится в настоящего собеседника, наравне со взрослыми рассуждающего на всевозможные темы.

Дети-ясли
Добавить комментарий