Наименования цветов и их оттенков настолько привычны для нас, взрослых, что кажется, они знакомы нам с рождения. На самом деле, наши терпеливые родители обучали нас различать оттенки и запоминать их названия. А теперь и перед нами стоит задача познакомить малыша со всем многообразием цветовой гаммы окружающего мира. Как научить ребенка различать цвета — вопрос, который задают многие мамы и папы и который потребует терпения и небольшой доли изобретательности.
Когда дети начинают различать первые цвета
Кроха практически с момента рождения может различать цвета, и первым среди них является желтый. Чуть позже, месяцам к четырем-пяти, он способен отличить от остальных оранжевый, а затем и красный. Примерно к полугодовалому возрасту к ним добавляются синий, зеленый и фиолетовый. Поэтому, когда вы начнете целенаправленно обучать малыша названиям цветов и оттенков, старайтесь соблюдать эту же последовательность: начать с желтого и постепенно добавлять остальные. Таким образом, примерно к трем годам ребенок сможет различать и называть основные цвета: желтый, красный, синий, зеленый, черный, белый.
Называть малышу наименования цветов можно в любом возрасте, но до достижения годовалого возраста он вряд ли сможет их запомнить. А вот с одиннадцати-двенадцати месяцев следует целенаправленно называть оттенки игрушек, которые берет малыш, чтобы у него в памяти формировалась ассоциация цвета с предметом. Позднее, примерно к двум годам, он начнет понимать, что зеленым может быть не только мячик, но и машина, дерево, кубик, футболка и т.д.
Методики обучения
Стремясь поскорее обучить кроху, не забывайте, что уроки лучше всего проводить в игровой форме. Поэтому, решив познакомить ребенка, скажем, с зеленым, просто играйте с ним, акцентируя внимание на нужном вам цвете: стройте башенку из зеленых кубиков; выберите из всех игрушек только зеленые; раскрашивайте картинки с преобладанием зеленого; рассматривайте иллюстрации, обращая внимание крохи на те, где есть требуемый цвет; наденьте какой-нибудь зеленый предмет одежды на малыша и покажите ему в зеркале: «смотри, твои шорты/носки/платье/штаны тоже зеленые!» и т.д.
Некоторые психологи полагают, что знакомство малыша с цветовой гаммой лучше начинать с красного — считается, что ребенок быстрее всего запоминает и различает предметы именно этого цвета.
- Если вы решили познакомить ребенка с названиями цветов с самого раннего возраста, к примеру, с десяти-двенадцати месяцев, то в этом случае полезно начать разбирать и собирать вместе с крохой пирамидку. Конечно, в сопровождении объяснений: «сначала давай поставим самое большое кольцо. Какое оно? Красное! А за ним — вот это колечко. Оно желтое. А теперь — следующее, оно синее» и т.д.
- Одним из самых эффективных методов в обучении различию цветов и оттенков является рисование, ведь малыш не просто видит нужный цвет, но и активно использует его в своем творчестве. Подберите картинки, в которых преобладающим будет изучаемый цвет, и комментируйте, раскрашивая вместе с ребенком: «это солнышко. Какое оно? Правильно, желтое. А это — цветочек, он тоже… какой? да, желтый. А вот желтые бананы. А здесь — цыпленок, давай его тоже раскрасим желтым?» Если кроха не любит рисовать, попробуйте раскрашивать сами, но так, чтобы он видел, что вы делаете это с удовольствием.
- Помимо рисования действенным методом является и лепка. Используйте простые формы, чтобы малышу было интересно: красный шар — это яблочко или помидор; длинная красная колбаска — змея и т.д.
- Мозаики — еще один отличный способ обучить различию цветов. Собирая различные узоры из элементов мозаики, ребенок развивает свои творческие способности, формирует художественный вкус, тренирует мелкую моторику рук и, конечно, запоминает названия цветов.
- Предложите крохе различные игры, основанные на принципе сортировки: разложить игрушки в коробки по цвету (например: «ооо, сколько игрушек разбросано по комнате… а давай сложим в этот ящик все синие машинки? А в тот — все зеленые»); найти в общей массе пуговиц только желтые и сложить их отдельно от других; разложить детали конструктора в соответствии с цветами и т.д.
- Попробуйте «случайно» перепутать цвета фломастеров и надетых на них колпачков и попросите малыша исправить ситуацию.
- Вырежьте из цветного картона карточки и, показывая их ребенку, попросите назвать, какого цвета та или иная карточка.
- Пофантазируйте и решите сами, какой способ обучения будет наиболее интересен именно для вашего крохи: вырезать из цветной бумаги геометрические фигуры нужного оттенка; строить домики в нужной вам гамме, рисовать пальчиковыми красками в требуемой палитре и т.д.
Не форсируйте события: правильным решением будет постепенное знакомство с наименованиями цветов, поэтому не приступайте к изучению следующего оттенка, пока малыш хорошо не запомнил предыдущий.
Кроме целенаправленного игрового обучения можно просто указывать малышу на окружающие его предметы на улице: автомобили, автобусы, остановки, лавочки, строения, двери магазинов и т.д. Это закрепит его знания и поможет понять, что синими, к примеру, бывают не только детали конструктора или мяч, но и машины, и вывески, и качели — то есть самые разнообразные предметы.
Особенности обучения детей в возрасте до года и после двух лет
При обучении различию цветов детей в возрасте до года важно помнить, что требовать результата в этот период еще рано. Называя цвета игрушек, карандашей, одежды и других предметов, вы закладываете в ребенка информацию, служащую базой для дальнейшего развития. Когда малышу исполнится два года и вы вернетесь к изучению цветов, то увидите, что ему легко даются эти знания: он быстро запоминает и хорошо различает пять-шесть основных цветов.
А вот обучение крохи в возрасте двух-трех лет отличается от раннего знакомства с цветовой гаммой тем, что он осмысленно отличает цвет от формы, материала и размера предмета. Это дает ему возможность осознанно классифицировать предметы по цветам вне зависимости от других характеристик.
Если ваш малыш до трех лет не выучил названия основных пяти-шести цветов, не следует паниковать: каждый ребенок осваивает мир в соответствии со своими особенностями склада ума, поэтому просто стоит сделать упор на обучение, и постепенно кроха их запомнит. Если же ребенок в пять-шесть лет не различает и не называет основные цвета, то это серьезный повод обратиться к логопеду-дефектологу и психологу.
Каждый ребенок развивается в своем темпе, поэтому не стоит сравнивать вашего малыша с другими и расстраиваться, что он не знает того, что демонстрируют сверстники. В этом случае следует просто приложить больше усилий и уделять занятиям с крохой больше времени.