Игра — самый действенный способ обучения малышей: в процессе игровой деятельности дети, сами того не замечая, впитывают информацию об окружающем мире.
Поэтому педиатры и неврологи неустанно говорят о пользе пальчиковой гимнастики — комплексе упражнений, которые в игровой форме помогают развить мелкую моторику ручек,
а также воздействуют на речевые центры головного мозга крохи.
Тренировка детских пальчиков в сопровождении коротких и веселых потешек и стихотворений отлично помогают малышам,
испытывающим затруднения в становлении речевых навыков. Помимо этого гимнастика для ручек развивает гибкость и ловкость пальцев, координацию движений, а также внимательность и память ребенка.
Существует множество таких упражнений на различные темы:
«Времена года»,
«Насекомые»,
«Транспорт»,
«Овощи и фрукты»,
«Птицы»,
«Дикие животные»,
«Домашние животные»,
«Лес»,
«Семья» и т.д.
Сегодня мы предлагаем вашему вниманию пальчиковые игры на тему «Природа». При проведении гимнастики для ручек важна как ваша доброжелательность и заинтересованность, так и хорошее настроение малыша.
Кроме этого, следует помнить, что выполнять такие упражнения стоит не более пяти минут — в противном случае ребенок заскучает и откажется повторять за вами движения и слова.
Весенний дождик, Ветер, Вода, Восход солнца
Весенний дождик
Дождик песенку поет,
(сжимаем кулачки)
Только кто ее поймет?
(пожимаем плечами)
Не поймем ни я, ни ты,
(на обеих руках разгибаем указательные)
Но зато поймут цветы,
(разгибаем средние)
И зеленая трава,
(разгибаем безымянные)
И весенняя листва.
(разгибаем мизинцы)
Лучше всех поймет зерно —
Прорастать начнет оно.
(разгибаем большие)
Ветер
Непоседа-ветер
Знает всё на свете
(машем руками над головой).
Знает, как поёт лягушка: «Ква-ква-ква»
(предложите малышу сесть на корточки и изобразить лягушку, попрыгать)
Знает, как шумит ракушка: «Шу-шу-шу»
(ладони складываем «лодочкой» и прикладываем то к левому уху, то к правому)
Знает, как кричит ворона: «Кар-кар-кар».
(ребенок поднимает руки вверх и машет ими как крыльями)
Знает, как мычит корова: «Му-му-му»
(ребенок показывает рога коровы и мычит)
Вода
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
(делаем движения, будто умываем лицо)
Чтобы щечки краснели,
(«умываем» щеки)
Чтобы глазки блестели,
(«умываем» глазки)
Чтобы смеялся роток,
Чтобы кусался зубок.
(помогаем ротику улыбаться)
Восход солнца
Утро красное пришло,
Солнце ясное взошло.
Стали лучики светить,
Малых деток веселить.
(пальчики разгибаются по одному)
Прилетели тучки
Спрятались лучики.
(сжать кулачок)
Гроза, Доброе утро, Дождик, Море, Радуга
Гроза
Закапали капли,
(постучать двумя пальцами каждой руки по столу)
Идет дождь.
(постучать четырьмя пальцами)
Он льет как из ведра!
(стучим сильнее)
Пошел град.
(косточками пальцев выбиваем дробь)
Сверкает молния.
(шипящий звук, рисуем молнию пальцем в воздухе)
Гремит гром!
(барабаним кулаками или хлопаем в ладошки)
Все быстро убегают домой
(прячем руки за спину)
А утром снова ярко светит солнце!
(описываем руками большой круг)
Доброе утро
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лег в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Тише пальчик, не шуми,
Братиков не разбуди.
(загибают по очереди, начиная с мизинца)
Встали пальчики, ура!
В детский сад идти пора!
(кулачок разжимается)
Дождик
Дождик, дождик, веселей!
(каждым пальцем правой руки стучат по левой ладошке)
Капай, капай, не жалей!
(каждым пальцем левой руки стучат по правой ладошке)
Только нас не замочи!
(изображать «брызги»)
Зря в окошко не стучи!
(правый кулачок стучит два раза по левому, затем меняем руки)
Брызни в поле гуще:
(изображать «брызги»)
Станет травка гуще!
(скрестить ладоши, пальцы растопырены)
Море
(сцепить пальцы обеих рук и совершать колебательными движения кистями)
Море волнуется — раз,
Море волнуется — два,
Море волнуется — три,
На месте волна замри.
Радуга
Гляньте: радуга над нами,
(нарисовать рукой над головой полукруг маховым движением)
Над деревьями,
(руки поднять вверх, пальцы разомкнуты)
Домами,
(руки сложены над головой крышей)
И над морем, над волной,
(нарисовать волну рукой)
И немножко надо мной.
(дотронуться до головы)
Солнце, Солнышко, Тучка, Яркое солнышко
Солнце
Солнце утром рано встало,
Всех детишок приласкало.
(ладошки скрестить, пальцы широко раздвинуть, образуя «солнышко с лучами»)
Солнышко
Солнышко, солнышко
Погуляй у речки
(шевелят пальцами обеих рук)
Солнышко, солнышко,
Разбросай колечки.
(быстро сжимают и разжимают кулаки)
Мы колечки соберем,
Золоченые возьмем.
(делают хватательные движения щепотью)
Покатаем, поваляем
(круговыми движениями трут ладонь о ладонь)
И назад тебе вернем.
(поднимают руки вверх, раздвинув пальцы)
Тучка
Тучка солнце повстречала,
(поочерёдное сжимание в кулак («тучка») и разжимание (пальчики растопырены – «солнышко») ладоней обеих рук)
Погостить его позвала.
(«приглашающий» жест правой рукой. Показать ладошку левой руки (пальчики растопырены как солнышко))
«Нет!» — ей солнышко в ответ.
(погрозить указательным пальцем правой руки)
Тучка закрывает свет.
(соединить кулачок правой руки («тучка») с ладошкой левой руки (пальчики растопырены — «солнышко»))
Яркое солнышко
Солнышко яркое в небе сияло,
Лучами своими нас согревало.
(поднимаем ладони над головой, растопырив все пальцы наподобие лучей, и делаем вращательные движения кистями рук)
Тучки по небу быстро бежали,
Лучики в тучках надолго застряли.
(соединяем пальцы в замок и сцепленными кистями рук выполняем перекатывающие движения)
Но появился ветер могучий
И разогнал все мрачные тучи.
(поднимаем руки вверх и совершаем волнообразные движения вправо-влево)
Солнышко снова на небе сияет,
Жаркие лучики нас согревают.
(снова поднимаем руки вверх и разгибаем пальцы-«лучи»)