Причин, почему ребенок в два-три года не говорит «мама» и «папа», может быть множество. Одно дело, когда он знает эти слова и просто не хочет их произносить по своим причинам (например, из вредности), и совсем другое, когда малыш понимает значение этих слов, но произнести их не может. В последнем случае речь может идти о задержке речевого развития (ЗРР) ребенка, которая требует коррекции, а иногда и вмешательства узкопрофильных специалистов.
- Возрастные нормы развития речи до трех лет
- Развитие речи до года
- Развитие речи до двух лет
- Развитие речи до трех лет
- Причины молчания
- Внутриутробные патологии
- Неблагополучные роды и их последствия
- Детские болезни и поражение слуха
- Наследственный фактор
- Связь с психомоторным развитием
- Отсутствие мотивации у ребенка
- Другие причины
- Неговорящие дети в детском саду
- Домашняя работа
- Игры и занятия для развития мелкой моторики
- Специальные коррекционные мероприятия
- Дуть или свистеть?
- Запрещенные приемы
- К кому бежать за помощью?
Возрастные нормы развития речи до трех лет
Под задержкой детского развития речи понимается отставание от возрастных стандартов речевого развития у малышей в возрасте до четырех лет. При диагностированной задержке дети осваивают все этапы становления речи со сдвинутыми временными и возрастными рамками.
Данные нормы довольно условны и зависят от того, в какой среде проживает ребенок, от его общего развития и состояния здоровья. Однако существуют стандарты, согласно которым можно оценить, насколько гармонично и своевременно происходит формирование речи у малыша.
Развитие речи до года
В этом периоде происходит речевая эволюция от спонтанного умения агукать и лепетать до осмысленного воспроизведения звуков и простых слов. Ближе к концу первого года жизни дети начинают все больше понимать взрослых, в их активном лексиконе может быть до пятидесяти слов, хотя под одним словом может иметься ввиду несколько значений, предметов, событий или действий. Например слово «катá» в зависимости от ситуации может означать катание на качелях, на машине, на ручках или намерение малыша покатать коляску или тележку в магазине и т. д.
Развитие речи до двух лет
На этом этапе словарный запас существенно увеличивается. Характерно, что примерно до полутора лет речь носит «телеграфный» характер — в одном слове может заключаться целая фраза. А уже ближе к двум годам ребенок может соотносить известные ему слова с изображением на картинках, узнавать и называть знакомые предметы в мультфильмах, на улице. При этом все ярче проявляются различные интонации. Кроме существительных, которых в детском словаре преобладающее количество, в лексиконе постепенно закрепляются глаголы, прилагательные. Появляется способность употреблять слова не только в настоящем, но и в прошедшем времени.
Развитие речи до трех лет
В этом периоде речь становится более связной и еще более осмысленной: малышня болтает без умолку, комментируя свои действия, «общаясь» с игрушками, напевая им одним понятные песенки, что со стороны кажется бессмысленным набором букв и звуков. Несмотря на «повышенную» болтливость, остаются проблемы с произношением многих «сложных» звуков, которые заменяются другими, более простыми для произношения, либо вовсе исключаются из речи, например: молоко — мако, машина — масина, мороженое — маонино.
Дети начинают пользоваться сложными предложениями и все чаще задают вопросы. Пополнение словаря происходит стремительными темпами и, в соответствии со средними показателями, к концу третьего года жизни словарный запас малыша может превышать полторы тысячи слов. Многие детишки в этом возрасте уже делают попытки запомнить и воспроизвести простые рифмы, песни, простенькие сказки, а также вполне сносно могут рассказать взрослым о событиях дня, своих чувствах, желаниях или намерениях.
Задержка речевого развития у детей характеризуется следующими симптомами:
- заметно ограниченный словарный запас малыша;
- искаженная артикуляция;
- очевидные сложности при построении фразы и/или при понимании услышанного;
- нарушение слуховой дифференциации.
Причины молчания
Специалисты выделяют довольно большое количество причин, по которым тормозятся или резко замедляются процессы своевременного развития речи.
Внутриутробные патологии
В первом триместре беременности чаще всего возможны повреждения в центральной нервной системе плода, в т.ч. повреждения речевых зон коры головного мозга эмбриона.
К внутриутробным патологиям, оказывающим влияние на ЗРР, относят:
- гипоксию, или кислородное голодание. Оно является причиной скудного кровоснабжения головного мозга плода. Оснований для гипоксии множество: токсикоз или гестоз; угрозы выкидыша, патологии плаценты, повышенное АД, общие заболевания беременной женщины (болезни сердечно-сосудистой системы, сахарный диабет и др.);
- различные инфекционные заболевания, которыми переболела беременная женщина;
- травмы, полученные женщиной во время вынашивания;
- несовместимость группы крови беременной женщины и плода;
- курение, употребление алкоголя и/или наркотиков женщиной в период вынашивания;
- прием тех или иных лекарственных препаратов, самолечение;
- работа беременной на вредном производстве;
- сильные стрессы, переживаемые женщиной в период вынашивания ребенка.
Неблагополучные роды и их последствия
Причиной в отставания от установленных норм развития речи могут быть неблагополучные роды и их последствия. А именно:
- преждевременное, длительное или, наоборот, стремительное родоразрешение;
- продолжительное нахождение ребенка в утробе матери после излияния вод;
- всевозможные родовые травмы;
- асфиксия (удушье) плода.
Все это может тем или иным образом оказать негативное влияние на речевые участки головного мозга новорожденного.
Детские болезни и поражение слуха
До трехлетнего возраста толчком к появлению проблем, связанных со становлением речи, могут стать тяжело протекающие детские болезни, а также травмы (особенно черепно-мозговые). Так, к поражению слуха могут привести:
- инфекционные, нейроинфекционные и вирусные заболевания;
- длительные простуды, отиты, которые могут привести к снижению слуха и, как следствие, всевозможным расстройствам в речевом развитии;
- прием некоторых антибиотиков;
- травмы и ушибы, особенно тяжелые их формы, могут значительно ухудшить речь малыша. В некоторых случаях ребенок может вовсе перестать разговаривать.
Для таких заболеваний, как ДЦП, синдром Дауна, аутизм, синдром гиперактивности всевозможные задержки в развитии речи являются характерными.
Наследственный фактор
Специалисты не исключают наследственный фактор в ЗРР, а это значит, что в наследство от родителей малыш может получить индивидуальные особенности строения речевого аппарата, редкие и уникальные свойства речевых зон в головном мозге, заикание. Если кто-то из родителей заговорил довольно поздно, то с высокой вероятностью аналогичный сценарий повторится и в жизни малыша.
Связь с психомоторным развитием
Одной из причин нарушений становления речи малыша может являться задержка в психомоторном развитии. Признаками, сигнализирующими о том, что в дальнейшем возможны проблемы с развитием речи, являются отставания от установленных норм в общем развитии ребенка: по сравнению с другими детьми, ребенок начинает позже держать голову, самостоятельно сидеть и ходить. Детки с очевидными психомоторными нарушениями выглядят неловкими, слишком часто падают, натыкаются на препятствия и предметы, травмируются. Типичной приметой сложностей с психомоторикой являются «проблемы» с горшком — когда к пяти годам ребенок так и не научился пользоваться им по назначению.
Отсутствие мотивации у ребенка
«А до сих пор все устраивало» — фраза из известного анекдота о том, что ребенок до шести лет не проронил ни звука. Как ни странно, к реальной жизни это тоже имеет отношение, особенно в тех случаях, когда стремление малыша к вербальному общению не только не поощряется, но и напротив, всячески пресекается. Такая модель взаимоотношений с ребенком характерна для семей, где с ребенком не принято общаться с помощью слов и звуков (например, семья глухонемых родителей) или в случае, когда все капризы и пожелания малыша исполняются мгновенно, как только ребенок изобразил свое желание при помощи мимики или жестов.
Другие причины
Задержки в речевом развитии у маленьких детей могут быть вызваны такими причинами, как:
- проживание малыша в двуязычной семье;
- пережитые малышом стрессовые ситуации: сильный испуг, эмоциональные переживания, конфликты в семье, переезд или расставание с любимым родственником;
- недостаточное внимание к ребенку со стороны родителей, отсутствие постоянного вербального общения и тактильного контакта, минимальное количество совместного времяпрепровождения, отсутствие совместных игр, развлечений.
Неговорящие дети в детском саду
Отказать в плановом приеме в детский сад здоровому, но неговорящему ребенку администрация сада не может. К тому же, существует распространенное мнение, что как только молчащий кроха начинает ходить в детский сад, то положительная динамика в становлении речи малыша не заставит себя ждать. Считается, что, находясь в коллективе большую часть времени, полностью здоровый малыш рано или поздно будет вынужден вступить в речевую коммуникацию с другими детьми и педагогами. В этом утверждении есть доля истины, и такая тактика «разговорить» ребенка не лишена смысла. Но, к сожалению, этот, казалось бы, беспроигрышный план срабатывает не всегда.
Действительно, родители могут заметить, что после нескольких недель посещения детского сада словарный запас крохи понемногу увеличился, но при этом ребенок по-прежнему «мычит», и четкого произношения звуков не наблюдается. В таком случае, возможно, потребуется обратиться за помощью к специалистам, которые проведут обследования, выяснят, почему ребенок молчит и в случае необходимости назначат лечение. Кстати, такие специалисты могут работать не только в клиниках, но и в штате некоторых детских садов.
Вместо того чтобы бить тревогу и паниковать, можно попробовать устроить ребенка в сад компенсирующего типа. Учреждения такого профиля специализируются на работе с неговорящими или плохо говорящими детьми. Несмотря на то что попасть в такой детский сад значительно сложнее, чем в обычный (необходим целый комплекс дополнительных процедур и согласований), польза от посещения компенсирующего дошкольного учреждения намного ощутимее: с детьми постоянно занимаются узкопрофильные специалисты (логопеды, психологи), проводится коррекционно-диагностическая работа и практикуется физио, арт- и музыкотерапия. При достижении нормальных показателей в речевом развитии многие дети возвращаются в обычные дошкольные учреждения.
Домашняя работа
Помимо специализированных детских садов не менее успешно коррекционную работу с плохо говорящими детьми можно проводить своими силами. Все домашние занятия коррекционного типа проводятся в форме различных игр, способствующих развитию и становлению речи.
Игры и занятия для развития мелкой моторики
Давно научно доказано, что существует прямая взаимосвязь между мелкой моторикой ребенка и его способностью разговаривать. Чем лучше развита двигательная активность пальчиков, тем «болтливее» малыш.
Для развития моторики рекомендуется проводить массажи и самомассажи ручек (растирание ладошек друг о друга), а также практиковать застегивание и расстегивание пуговиц, шнурование веревочек, перебирание крупы, нанизывание бусин, завязывание и развязывание бантов и узелков, лепку мелких деталей из пластилина, разрезание и разрывание бумаги, рисование мелками, сбор пазлов и игры с разного рода конструкторами и т. д. Одним словом, подойдут любые занятия, где малыш будет вынужден задействовать пальцы рук.
Специальные коррекционные мероприятия
- Стимуляция речевой активности у детей осуществляется за счет того, что взрослые делают вид, что не понимают того, что пытается изобразить жестами или мимикой малыш. Конечно, на первых порах без скандалов не обойтись, но проявленная родительская твердость очень скоро даст свои плоды: ребенок начнет пытаться проговаривать то, что раньше охотно изображал.
- Игры-«подражалки» предназначены для отработки «сложных» для произношения букв и звуков. Они удобны тем, что играть в них можно в любое время: на прогулке, во время поездки в машине, в очереди к врачу и т. д. Суть игры заключается в том, что родители проговаривают, а потом просят малыша воспроизвести различные звуки, слоги, короткие слова. Например, «чух-чух-чух» — едет паровоз, «тр-тр-тр» — заводится трактор, «шшшш» — шумит морская волна, «муууу» — мычит корова и т. д.
- Игры на развитие внимания и памяти: «Повторяй за мной», «Найди, что пропало», «Спрячь предмет, у которого….» и т.д.
Дуть или свистеть?
Недостаточная развитость лицевых мышц может стать причиной для ЗРР. Для интенсивной тренировки лицевой мускулатуры рекомендуется:
- Артикуляционная гимнастика. Существует огромное количество упражнений, в которых необходимо задействовать мышцы языка, щечек, губ, нижней челюсти. Проведение занятий в игровой форме, например, в виде инсценировки сказки будет не только хорошей тренировкой, но и веселым времяпрепровождением.
- Научить малыша дуть или свистеть. Это не менее веселые, увлекательные, а, главное, полезные упражнения для хорошей артикуляции, а, следовательно, и для чистой и понятной речи. В ход может пойти все что угодно: надувание шаров и «сдувание» пылинок или снежинок; игра на дудке или губной гармошке; звонкий свист из спортивного свистка или переливистые трели из фольклорных свистулек; «буря» в стакане воды через соломинку или выдувание мыльных пузырей.
Запрещенные приемы
В случае если родители заметили отклонения в речевом развитии малыша, не рекомендуется:
- Пускать разрешение проблемы на самотек. Дополнительная консультация со специалистами ни к чему не обязывает и точно не будет лишней, особенно при наличии подозрений. В случае подтвержденного диагноза своевременное коррекционное вмешательство (до трехлетнего возраста) позволит достичь максимально возможных результатов, что самым прямым образом скажется на общем развитии малыша.
- Зацикливаться на проблеме. Постоянные «накручивания» и негативные эмоции в связи с имеющейся проблемой справиться с ней не помогут. Правильной тактикой в данном случае будет спокойное принятие проблемы и целенаправленное ее разрешение. Задержка речевого развития требует комплексного подхода, а также ежедневной кропотливой работы и бесконечного терпения. Спокойные и уверенные в своих силах родители смогут оказать ребенку большую и лучшую помощь, нежели издерганные и нервные.
- Сравнивать ребенка с другими детьми. Практика сравнивания своего ребенка с другими детьми всегда и при любых обстоятельствах не самая лучшая идея. Каждый ребенок уникален и развивается по собственному сценарию, не сверяясь с существующими стандартами и нормами. А успехи чужих детей-ровесников — не повод для огорчений, ведь большинство родителей склонны преувеличивать достижения своих отпрысков.
К кому бежать за помощью?
Когда ребенок долго не начинает говорить или явно прослеживаются симптомы, характерные для ЗРР, за оказанием профессиональной помощи родителям следует обратиться в специализированные психоневрологические дошкольные учреждения. Если такая возможность отсутствует, стоит показать малыша логопеду, психологу, возможно, неврологу. Оказать профессиональную помощь в становлении и развитии речи у маленьких детей могут специалисты по физио-, арт- и музыкотерапии.
Развитие детской речи требует максимально серьезного отношения, ведь от этого зависит дальнейшее развитие крохи, к которому уже сейчас предъявляются довольно серьезные требования. Сегодня уже недостаточно, чтобы к шести годам ребенок умел просто разговаривать и худо-бедно излагать свои мысли. Современные требования таковы, что еще до момента поступления в первый класс ребенок должен быть «владельцем» богатого словарного запаса, а также уметь читать, разбирать слова на буквы и звуки, писать. Поэтому занятиям с детьми необходимо уделять значительное количество времени, особенно в том случае, если у малыша диагностировано отставание речевого развития. Чем раньше родители обратят на это внимание и приступят к коррекционным занятиям, тем лучших результатов можно добиться.