Когда приучать ребенка к горшку — один из многочисленных и бесконечных вопросов, связанных с развитием и воспитанием детей. И, как говорит один известный телевизионный доктор, «горшковая наука» не становится исключением в общей череде задач, с которыми сталкиваются практически все родители в процессе взросления малыша. Жалобы «не могу приучить ребенка к горшку» продолжают оставаться актуальными, несмотря на обилие информации, представленной во многих СМИ.
Когда начинать?
Благодаря научным исследованиям последних лет стало известно, что устойчивый контроль процессов мочеиспускания и дефекации у детей возникает только лишь к двадцати двум-тридцати месяцам их жизни. До этого времени дети просто не в состоянии правильно оценить ситуацию и любым способом продемонстрировать желание отправиться на горшок. То есть в вопросах приучения к горшку мнение современных детских специалистов склоняется к тому, что до достижения ребенком полутора, а то и двух с половиной лет все обучение неэффективно.
В данном случае большое значение имеют пресловутые индивидуальные особенности: кто-то с легкостью усваивает «горшковую науку» в полтора года, а кому-то это становится под силу только к двум с половиной годам.
Исходя из вышесказанного, формулировка вопроса, со скольки месяцев надо приучать малыша к горшку, нецелесообразна. Нетерпеливые родители могут начать высаживать младенца чуть ли не с рождения, но это совсем не значит, что к годовалому возрасту малыш будет ходить на горшок — напротив, скорее всего, бучение этому навыку затянется на ближайшие пару лет. А можно начать приучение по достижении ребенком полутора лет, как раз в тот момент, когда он начинает более-менее отчетливо понимать, что от него требуют взрослые. И в этом случае процесс обучения, вероятнее всего, пройдет безболезненно и завершится успехом в довольно короткие сроки. Резюмируя вышесказанное, можно с увереностью сказать: в вопросе высаживания на горшок торопиться не следует.
И уж совершенно бессмысленно требовать от ребенка хороших результатов раньше, чем он может проанализировать и усвоить взаимосвязь между желанием справить свою потребность и необходимостью сделать это в специально предназначенную емкость.
Безусловно, всегда есть исключения из общих правил: встречаются дети, способные в возрасте одного года самостоятельно бежать и усаживаться на горшок. И точно так же можно встретить полностью здорового ребенка в возрасте трех с половиной лет, так и не научившегося контролировать свои естественные потребности. И тот и другой случай не является патологией развития и не требует специального воздействия или лечения.
Признаки, сигнализирующие о готовности к обучению
В таком деликатном деле, как приучение крохи к горшку, ориентироваться только на возраст ребенка — не совсем верная тактика. Есть и другие объективные факторы, способные просигнализировать родителям о том, что уже можно научить ребенка проситься на горшок.
Обычно к этим факторам относят:
- Способность малыша оставлять подгузник или белье сухими и чистыми на протяжении двух-двух с половиной часов.
- Отчетливое понимание и демонстрация дискомфорта от нахождения в мокрой одежде в случае «аварии».
- Четкое понимание значения слов «писать» и «какать» или замещающих понятий, принятых в семье.
- И, наконец, самый основной фактор: умение малыша продемонстрировать или озвучить любым способом свое желание справить естественную потребность, то есть проситься на горшок. Более того, считается, что до тех пор, пока ребенок не научился проявлять свое желание сходить в туалет, любое обучение будет, скорее всего, бесполезным.
Методики приучения к горшку
Как и в других вопросах развития и обучения детей, не существует сверхэффективной и универсальной методики приучения малыша к горшку. Иногда все происходит очень быстро — достаточно пары-тройки дней для того, чтобы кроха усвоил, для каких целей нужен горшок. Бывает, что не обходится без сложностей, и ребенок принципиально его игнорирует, боится или воспринимает исключительно как игрушку. В любом случае в качестве поощрения за успехи рекомендуется активно проявлять радость и восхищение. А в случае неудач категорически не рекомендуется каким-либо образом высказывать недовольство — проблему это не решит, а усугубить может.
Но тем не менее, в специализированной литературе и СМИ встречаются описания методик приучения детей к горшку.
Ориентированность на ребенка
Суть метода заключается в том, что любого рода принуждения и форсирование событий недопустимы — малыш должен в своем собственном темпе развития «дорасти» до горшка. Ребенку предлагается пользоваться горшком только после того, как он достиг определенного уровня психологического и физического развития: умеет говорить, может демонстрировать свои желания и потребности, способен самостоятельно осуществлять какие-то действия по самообслуживанию. Считается, что только дожив до определенного уровня развития, кроха будет в состоянии освоить «горшковую науку».
Приучение за один день
Данный метод состоит в том, что малышу официально объявляется, что он больше не будет носить подгузники. В течение следующего дня ребенку показывают и объясняют, что такое горшок, для чего он нужен и как им пользоваться. Несмотря на то что к концу такого учебного дня мало кто из детей полностью осваивает использование туалетной принадлежности, считается, что один интенсивный тренировочный день действует в качестве катализатора и что дальнейшее приручение к горшку происходит очень быстро.
Однако для успешной реализации этого способа необходимо соблюдение некоторых условий: ребенку должно быть около двух лет и он должен демонстрировать основные признаки готовности. Но и в этом случае успех не гарантирован, «протечки» и более серьезные «аварии» могут случаться в течение нескольких месяцев, и родители должны быть готовы к этому.
Метод таймера
Согласно этому методу родителям предлагается устанавливать таймер на небольшие промежутки времени, например, пятнадцать минут. После каждого сигнала таймера ребенка нужно сажать на горшок. В случае успешного высаживания малыш получает небольшое вознаграждение, но наказания в случае «аварий» недопустимы.
Постепенно навык справлять нужду в предназначенное для этого место становится все более устойчивым, а временные интервалы таймера более продолжительными, вплоть до двух с половиной часов. И если даже этот прием не научит справлять нужду в специально отведенную емкость, то наверняка поможет справиться с другой задачей: как научить ребенка хотя бы самостоятельно садиться на горшок.
Использование этого средства может дать положительный результат уже после трех-четырех дней применения, но при условии, что практиковать его начали не ранее двухлетнего возраста малыша.
Специальные трусики
Трусики для приучения к горшку, или тренировочные трусики — одно из последних изобретений в индустрии товаров для детей. Внешне они выглядят как обычное хлопчатобумажное белье, но внутри трусов предусмотрен карман для впитывающих вкладышей. Внешний слой вкладыша не позволяет влаге просочиться наружу, а внутренний остается мокрым. Считается, что таким образом у ребенка формируется негативное отношение к мокрому белью, находиться в котором неприятно. Помимо этого такие трусики ускоряют процесс закрепления взаимосвязи между желанием опорожнить мочевой пузырь и необходимостью скорее сесть для этого на горшок. Это удобный вариант приучения к горшку после отказа от памперсов, но начинать носить такое белье рекомендуется не раньше полутора лет.
Медот десяти колгот
Медот десяти колгот — очень распространенный и довольно эффективный способ. Примерно десять колгот (трусиков, штанишек) вам понадобится, чтобы приучить ребенка к горшку — так считают его авторы. Суть метода состоит в том, что в один прекрасный день вы надеваете на малыша колготы без подгузника, объясняя при этом, что когда кроха захочет сходить по нужде, он должен сесть на горшок. Не расстраивайтесь, если первые несколько дней ребенок не будет сообщать вам о своей потребности: ведь привычка мочиться в колготы еще сильна. Когда малыш все же испачкал штаны, не спешите их снимать: именно дискомфорт, который будет ощущать кроха на протяжении примерно десяти-пятнадцати минут, постепенно даст требуемый результат. По истечении указанного времени подмойте ребенка и смените колготы на сухие. Этот прием призван показать малышу, что мокрые колготы — это неудобно и неприятно. Для применения данного метода важно соблюдать еще одно условие: в квартире должно быть тепло, иначе ребенок переохладится.
Народные методы
Помимо специально разработанных и описанных способов, над которыми трудились лучшие умы из мира психологии и педиатрии, есть и не менее эффективные методики, пришедшие «из народа» и по праву получившие свое признание.
- Метод подражания. Дети обожают все копировать, поэтому личный пример, а также примеры старших братьев, сестер или «коллег» по детскому саду помогут в сжатые сроки решить проблему горшка.
- Метод игры. Если личный пример по каким-то причинам невозможен, то усаживание на горшок любимых игрушек и родительская демонстрация положительной реакции на содеянное должна замотивировать малыша на такие же действия.
- Можно считать эффективными даже самые необычные методы приучения, если родителям удалось добиться хорошего результата. Некоторые наделенные чувством юмора родители предлагают полить нарисованный на дне горшка цветочек, если приучить к горшку нужно девочку и целиться в мишень, если курс обучения проходит мальчик.
Нет лучших или худших средств, как нет и универсальных правил, руководствуясь которыми можно добиться прекрасных результатов в короткие сроки. Есть способы, сработавшие или не сработавшие в каждом конкретном случае.
Почему горшок может быть страшным? Учимся исправлять ситуацию
Причины, по которым малыш может бояться горшка, условно разделяются на психологические и физиологические.
Психологический страх перед горшком может быть спровоцирован следующими обстоятельствами:
- Родители могли перестараться в своих стремлениях как можно скорее научить дитя ходить по нужде в горшок, слишком давили на него, торопили события или даже проявляли негативную реакцию или агрессию в случае «промахов» или отказов от испражнений в горшок. Более того, в данном случае возможна и обратная реакция, когда ребенок уже проявлял умение и желание сидеть на горшке, но внезапно перестал это делать.
- Родители слишком рано приступили к процессу обучения, а ребенок оказался не готов к такому развитию событий.
- Ребенок боится ходить на горшок и не хочет сидеть на нем, потому что он ему не нравится.
- Малыш может не столько бояться горшка, сколько стесняться справлять свои естественные потребности в присутствии посторонних людей или родителей противоположного пола.
- Какие-то другие индивидуальные особенности малыша.
Таким образом, очевидны выводы, что же именно делать, если ребенок боится горшка с психологической точки зрения. Чтобы исправить допущенные ошибки, достаточно исключить отрицательные факторы и изменить условия:
- Прекратить любое давление и форсирование событий.
- Избавиться от негативных оценок в случае неудач и увеличить количество похвал.
- Отложить процесс приучения на более позднее время.
- Позволить ребенку самостоятельно выбрать свой первый горшок и дать ему возможность вдоволь наиграться с ним, привыкнуть к мысли, что теперь он просто обязан ходить исключительно на горшок.
- Если ребенок периодически использует горшок по назначению, но чаще всего поступает обратным образом, нужно понаблюдать за ним и предложить максимально комфортные условия для того, чтобы малыш как можно чаще проявлял сознательность в «горшковой науке».
К страхам физиологического характера чаще всего относят фактор, когда ребенок боится горшка после или во время запора. Пережитый запор и связанные с ним болезненные ощущения могут сильно подпортить «репутацию» горшка в глазах крохи. Приучить ребенка какать в горшок в этом случае поможет ангельское терпение и крайне внимательное отношение родителей к самочувствию малыша, а также к качеству и режиму его питания. Сколько для этого потребуется времени — одна неделя или несколько месяцев — заранее узнать невозможно. Но в случае регулярных запоров стоит приложить максимум усилий для их устранения.
Безусловно, с какого возраста приучать ребенка к горшку — личное дело каждого родителя. Согласно научным тенденциям последних лет считается, что именно два года — это наиболее подходящий возраст для успешного начала и скорейшего завершения процесса приучения. Научить пользоваться горшком можно любого здорового ребенка. И делать это правильно с самого начала — лучший вариант для обеих сторон процесса обучения. Но как бы ни развивались события, ни в коем случае нельзя допускать, чтобы сложности в освоении «горшковой науки» стали причиной испорченных отношений между детьми и родителями. А здравый смысл и чувство юмора в этом деле станут хорошими помощниками мамам и папам.