Особенности становления и развития речи у близнецов

Особенности становления и развития речи у близнецов

Тайный язык близнецов, или Особенности развития речи двойняшек

В большинстве случаев развитие речи у близнецов и двойняшек осуществляется с некоторыми задержками по сравнению с теми же процессами среди одиночно рожденных детей. Конечно, рождение близнецов не означает, что сложности с вербальной коммуникацией у них неизбежны. Но родителям двойняшек следует быть готовыми к тому, что их дети находятся в «зоне риска», поэтому к становлению речи близнецов нужно относиться более внимательно.

Почему близнецы часто начинают говорить позже одиночно рожденных

Возрастные нормы появления речи у близнецов

В каком возрасте начинают говорить близнецы

Официально утвержденных норм развития речи ни у одиночно рожденных детей, ни у двойняшек не существует. Однако многочисленные исследования показали, что в отличие от детей, родившихся по одиночке, большой процент близнецовых пар свои первые слова произносят только примерно к полутора годам. При этом они понимают обращенную к ним речь, знают названия некоторых предметов и могут узнавать их на изображениях.

К двум годам среднестатистические близнецы могут конструировать предложения, состоящие из двух-трех слов, среди которых все чаще проскальзывают прилагательные и глаголы. Общий словарный запас расширяется примерно до пятидесяти слов, в речи начинают активно использоваться местоимения.

Ближе к трем годам двойняшки осваивают более сложные конструкции фраз, начинают применять в разговоре множественное число, понимают, о чем рассказывается в коротких сказках и детских рассказах.

Причины замедления развития речи у близнецов

Помимо возможных причин, тормозящих речевое развитие у всех детей, выделяют ряд специфических особенностей, характерных только для близнецовых пар. К ним относят:

  1. Особенности биологического развития. В период созревания в материнской утробе близнецы подвержены большим рискам по сравнению с единственным плодом. Различные осложнения беременности, а также рождение малышей недоношенными — все это происходит значительно чаще при многоплодной беременности. Эти негативные факторы могут оказывать прямое или косвенное влияние на способности к овладению речью.
  2. Психомоторную незрелость. Она может иметь прямую взаимосвязь с внутриутробным развитием близнецов и преждевременными родами, когда центральная нервная система двойняшек не успела окончательно сформироваться. В результате этой особенности могут наблюдаться такие симптомы, как рассеянное, неустойчивое внимание, сложности с запоминанием, заметно искаженная артикуляция, частая смена настроения и др. Диагностировать психомоторную незрелость могут только специалисты, они же должны предлагать родителям коррекционные программы.
  3. Различия в темпах освоения речи. В данном случае проблема замедления речевого развития заключается в том, что один из близнецов может оказаться более разговорчивым по сравнению с другим. Замечено, что в таких ситуациях более разговорчивый малыш охотнее вступает в вербальные коммуникации, а застенчивый молчун предпочитает «оставаться в тени», преднамеренно отказываясь от общения с другими людьми. Эта особенность может оказывать негативное влияние на развитие речи у молчаливого ребенка в близнецовой паре.
  4. Особенности близнецового общения, которые выражаются в том, что малыши, находясь в постоянном взаимодействии друг с другом, полностью удовлетворяют свои потребности в общении и не нуждаются в коммуникациях с другими людьми. Справедливости ради надо отметить, что эта причина задержек в речевом развитии двойняшек носит, скорее, теоретический характер и не является подтвержденным фактом.
  5. Сведенное к минимуму общение со взрослыми. Эта особенность может вытекать как из специфического близнецового общения, так и из вполне жизненных реалий, когда взрослое окружение настолько загружено повседневными делами и обязанностями, что на необходимое малышам общение не остается сил и времени.

Особенности общения внутри пары двойняшек

«Тайный язык» близнецов

Криптофазия — так называется способ донесения информации друг до друга в паре близнецов. При этом способе коммуникации дети используют вербальные и невербальные каналы, прекрасно понимая друг друга. Этот «тайный язык» близнецов считается феноменальной способностью малышей общаться между собой, но, постепенно осваивая обычную человеческую речь, они утрачивают эту уникальную способность.

Разговор двух братьев-близнецов

Подражание друг другу

Еще одной особенностью «тайного языка» близнецов является подражание и перенимание друг у друга новеньких словечек, конечно же, в искаженном виде. В одних парах подражание распространяется всего лишь на несколько слов, а в других охватывает весь словарь, включая грамматические и синтаксические формы. При этом родители и ближайшее окружение понимают, о чем говорят малыши, и даже принимают активное участие в коммуникативном процессе. Но не стоит забывать, что слишком затянувшийся по времени период общения в искаженной форме — как друг с другом, так и с ближайшим окружением, — является одной из причин задержек развития речи у близнецов, что чревато осложнениями в процессе социализации ребятишек.

Соперничество и споры: как решать конфликтные ситуации

В близнецовых парах конфликты, споры и соперничество неизбежны: уже с младенческого возраста двойняшки ведут активную борьбу за внимание родителей. По мере взросления детей увеличивается и количество конфликтных ситуаций: спор за любимую игрушку, драка за право первым войти в квартиру после прогулки, обиды из-за того, что у одного малыша что-то получается лучше, чем у другого и т.д. — поводом для скандалов могут стать любые обстоятельства.

Родителям двойняшек следует помнить, что их малышам присущ «синдром эскалации» — одна из особенностей общения внутри близнецовых пар. Она выражается в том, что дети стремятся усилить свою реакцию на действие соблизнеца. Например, если:

  • один ребенок кричит, то второй старается его перекричать во что бы то ни стало;
  • один ребенок балуется перед сном, то второй пытается его перещеголять своими выходками, даже если у него не было намерений похулиганить;
  • один ребенок капризничает из-за недомогания, то второй начинает плакать, чтобы родители обратили внимание и на него.

Решаются такие проблемы силами великого родительского терпения и мудрости.

Для разрешения конфликтных ситуаций нужно:

  • развести детей по разным комнатам;
  • переключить внимание малышей на что-то другое;
  • взять привычку проигрывать отпрыскам состязания на скорость;
  • приобретать не общие игрушки и вещи, а каждому отдельную;
  • использовать дух соперничества в свою пользу, направляя развитие событий по нужному руслу: молодец тот, кто быстрее соберется или выучит стихотворение; скорее научится пользоваться горшком или без скандала уляжется спать; уберет игрушки на место или выйдет из-за стола более чистым и т. д.

Пытаясь таким образом минимизировать конфликтные ситуации, важно помнить о том, что, поощряя за успехи одного ребенка, нельзя обижать и обделять вниманием другого, иначе все действия принесут не ожидаемый результат, а обратный эффект.

Основные дефекты речи: как устранять

К дефектам речи, чаще всего возникающим в близнецовых парах, относят:

  • произношение слов с «проглоченными» окончаниями;
  • перестановку слогов в слове;
  • перестановку слов в предложениях;
  • озвучивание первых слогов вместо произношения целых слов.

Дефекты речи у близнецов

Все эти причины объясняются дефицитом общения со взрослыми и борьбой за внимание родителей: часто малыши прибегают и, перебивая друг друга, торопятся о чем то сообщить. Из-за спешки могут пропадать слоги или даже целые слова в предложениях, речь становится сбивчивой, торопливой, нечеткой. Помимо этого подражание друг другу и копирование манеры разговаривать также может стать причиной для появления всевозможных дефектов, в том числе заикания.

Начинать коррекционную работу по устранению дефектов необходимо с простых правил: нужно научить детей не торопиться во время разговора, не перебивать друг друга, не привлекать к себе внимания при помощи крика, до конца выслушивать то, что говорит брат или сестра, и лишь потом вносить свои дополнения.

Ну следует ждать, что установленные правила будут выполняться неукоснительно — детям нужно будет время, чтобы привыкнуть к ним. Поэтому при очередной попытке ребят высказаться наперебой родители должны навести порядок в общении: «Подожди минуточку. Сейчас мы выслушаем твоего брата/сестру, а потом послушаем тебя. Не перебивай, пожалуйста. Это некрасиво».

Кроме этого, необходимо как можно больше и чаще общаться с каждым ребенком в индивидуальном порядке, поправляя ошибки в произношении, акцентируя внимание на правильном варианте.

Особенности артикуляционного развития у близнецов

Считается, что фонематический слух двойняшек развивается позже, чем у одиночно рожденных детей. Кроме этого, тонус артикуляционного аппарата находится в неравномерном состоянии, а мышцы, ответственные за артикуляцию, работают несогласованно. Поэтому для близнецов характерно своеобразное восприятие и произношение слов, в связи с чем вплоть до среднего школьного возраста у двойняшек может наблюдаться особенная артикуляция. Но в большинстве случаев к школьному возрасту развитие речи близнецов достигает нормальных показателей.

Сложность коррекционной работы заключается в том, что и сама близнецовая пара, и их ближайшее окружение адаптированы к искаженному произношению, поэтому часто ни сами двойняшки, ни их родители не проявляют особого желания устранять артикуляционные нарушения.

Общение родителей с близнецами

Индивидуальные беседы

Как развивать речь у двойняшек

Почти всем родителям близнецов знакома ситуация, когда практически невозможно уделять каждому ребенку столько внимания, сколько хотелось бы. Но не следует забывать, что становление и развитие речи осуществляются прежде всего в семье, а хорошо развитые коммуникативные навыки являются залогом успешной адаптации малыша в обществе. Поэтому очень важно научиться выделять время для индивидуального общения с каждым ребенком. Сделать это довольно сложно: многие малыши-близнецы ведут активную борьбу за внимание родителей и практически не дают возможности уединится с одним ребенком. Однако выход есть: развести детей без скандалов и истерик, можно, например, во время купания, кормления, укладывания спать или похода в магазин с одним ребенком. В такие моменты выделить десять-пятнадцать минут на общение лично с каждым гораздо проще, особенно, когда вторым занят кто-то другой из взрослых членов семьи.

Разделять двойняшек для ежедневного индивидуального общения важно еще и в том случае, если у детей наметилась четкая градация: один предпочитает отмалчиваться, в то время как другой готов общаться за двоих. Повышенное внимание к молчуну в данном случае даст толчок к его более активному освоению коммуникативных навыков.

При общении с двойняшками важно использовать любую возможность для индивидуального общения. Для этого нужно задавать каждому из них как можно больше вопросов и добиваться ответа от одного и другого ребенка по отдельности.

Совместные чтения

Чтение книг — прекрасный практикум не только для речевого, но и общего развития детей. Чтение вслух — это не только возможность совместного времяпрепровождения, но и процесс обучения детей: во время слушания у них тренируется память, внимание, воображение, увеличивается запас слов, приобретаются теоретические знания и навыки общения.

Чтение книг вслух близнецам осложнено тем, что необходимо уделять внимание обоим: давать им возможность рассматривать иллюстрации, трогать подвижные элементы и т. д. Пока двойняшки совсем маленькие, родителям довольно трудно добиться бесконфликтного чтения — дети тянут книгу каждый в свою сторону, ссорятся из-за неудач. Но когда малыши подрастают, совместное чтение становится все более простым и увлекательным занятием. Постепенно дети перестают ссориться и скандалить, учатся уступать друг другу и ждать своей очереди для просмотра картинки.

Пересказ прочитанных книжек, придумывание своих сказок и историй как самостоятельно, так и в паре с близнецом, позволит малышам не только расширить словарный запас, но и развить фантазию, а также поможет им научиться разговаривать от своего имени и «за себя».

Один болтун, второй молчун

Одна из особенностей развития речи у двойняшек — различия в уровне и в темпах становления речи между детьми в одной близнецовой паре. Наблюдается практически повсеместное явление, когда один ребенок в паре более общителен: он начинает разговаривать раньше другого, и его речь более разнообразна. Часто это объясняют различиями в характерах малышей, но на самом деле это проявление более замедленного развития одного из близнецов.

В этом случае «молчуну» необходимо уделять немного больше внимания: больше с ним общаться наедине, целенаправленно акцентировать его внимание на какие-то предметы, события и явления, задавать ему еще больше вопросов, чаще интересоваться его мнением.

Общение за пределами семьи

Разлучение близнецов для развития речи

Возможность общаться с другими детьми, а не только друг с другом, — важный этап в развитии близнецов. В процессе общения со своими сверстниками (на деткой площадке, во дворе, с соседями по даче, в детском саду и т. д.) малыши приобретают коммуникативные навыки, учатся обходиться друг без друга, а также получают возможность развиваться в индивидуальном порядке и темпе.

Один из способов научить малышей-близнецов обходиться друг без друга — это отправить их в разные группы детского сада или вообще в разные сады. К преимуществам такого решения относятся:

  • возможность малышей развиваться по индивидуальной программе, в соответствии со своими способностями и потребностями;
  • получение разного опыта, которым они делятся друг с другом;
  • проявление застенчивым «молчуном» большей самостоятельности;
  • появление у каждого ребенка собственных друзей.

Принимая решение разделить двойняшек, необходимо учесть, как они воспримут одновременную разлуку и с мамой, и с братом/сестрой, и не окажется ли такой опыт для малышей слишком тяжелым.

Когда идти к логопеду

Как правило, к первому классу разница в развитии речи у близнецов и одиночно рожденных детей нивелируется. Однако если к шести-семи годам у двойняшек (или кого-то одного из них) все еще наблюдаются речевые дефекты, рекомендуется проконсультироваться с логопедом — возможно, детям может понадобиться специализированная помощь.

Но и консультация в более раннем возрасте тоже не окажется лишней — своевременная диагностика проблемы в возрасте четырех-пяти лет и вовремя принятые коррекционные мероприятия могут значительно ускорить не только процесс становления речи у ребенка, но и его адаптацию в социальной среде.

Задержки речевого развития у близнецов являются, скорее, нормой, чем исключением. Поскольку считается, что большинство проблем, связанных с замедленными темпами освоения языка, носят психологический характер: дефицит общения со взрослыми членами семьи; постоянное взаимодействие внутри близнецовой пары; отсутствие потребности в общении с другими детьми; лидирующие и отстающие позиции между двойняшками — то главным условием положительной динамики в развитии речи близнецов является максимально активное участие родителей и ближайшего окружения в жизни малышей.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ