Несколько способов, как правильно учить ребенка различать цвета

Несколько способов, как правильно учить ребенка различать цвета

Разукрасить жизнь: учим малыша различать цвета

Наименования цветов и их оттенков настолько привычны для нас, взрослых, что кажется, они знакомы нам с рождения. На самом деле, наши терпеливые родители обучали нас различать оттенки и запоминать их названия. А теперь и перед нами стоит задача познакомить малыша со всем многообразием цветовой гаммы окружающего мира. Как научить ребенка различать цвета — вопрос, который задают многие мамы и папы и который потребует терпения и небольшой доли изобретательности.

Когда дети начинают различать первые цвета

Несколько способов, как правильно учить ребенка различать цвета

Кроха практически с момента рождения может различать цвета, и первым среди них является желтый. Чуть позже, месяцам к четырем-пяти, он способен отличить от остальных оранжевый, а затем и красный. Примерно к полугодовалому возрасту к ним добавляются синий, зеленый и фиолетовый. Поэтому, когда вы начнете целенаправленно обучать малыша названиям цветов и оттенков, старайтесь соблюдать эту же последовательность: начать с желтого и постепенно добавлять остальные. Таким образом, примерно к трем годам ребенок сможет различать и называть основные цвета: желтый, красный, синий, зеленый, черный, белый.

Называть малышу наименования цветов можно в любом возрасте, но до достижения годовалого возраста он вряд ли сможет их запомнить. А вот с одиннадцати-двенадцати месяцев следует целенаправленно называть оттенки игрушек, которые берет малыш, чтобы у него в памяти формировалась ассоциация цвета с предметом. Позднее, примерно к двум годам, он начнет понимать, что зеленым может быть не только мячик, но и машина, дерево, кубик, футболка и т.д.

Методики обучения

Стремясь поскорее обучить кроху, не забывайте, что уроки лучше всего проводить в игровой форме. Поэтому, решив познакомить ребенка, скажем, с зеленым, просто играйте с ним, акцентируя внимание на нужном вам цвете: стройте башенку из зеленых кубиков; выберите из всех игрушек только зеленые; раскрашивайте картинки с преобладанием зеленого; рассматривайте иллюстрации, обращая внимание крохи на те, где есть требуемый цвет; наденьте какой-нибудь зеленый предмет одежды на малыша и покажите ему в зеркале: «смотри, твои шорты/носки/платье/штаны тоже зеленые!» и т.д.

Некоторые психологи полагают, что знакомство малыша с цветовой гаммой лучше начинать с красного — считается, что ребенок быстрее всего запоминает и различает предметы именно этого цвета.

  1. Если вы решили познакомить ребенка с названиями цветов с самого раннего возраста, к примеру, с десяти-двенадцати месяцев, то в этом случае полезно начать разбирать и собирать вместе с крохой пирамидку. Конечно, в сопровождении объяснений: «сначала давай поставим самое большое кольцо. Какое оно? Красное! А за ним — вот это колечко. Оно желтое. А теперь — следующее, оно синее» и т.д.
  2. Одним из самых эффективных методов в обучении различию цветов и оттенков является рисование, ведь малыш не просто видит нужный цвет, но и активно использует его в своем творчестве. Подберите картинки, в которых преобладающим будет изучаемый цвет, и комментируйте, раскрашивая вместе с ребенком: «это солнышко. Какое оно? Правильно, желтое. А это — цветочек, он тоже… какой? да, желтый. А вот желтые бананы. А здесь — цыпленок, давай его тоже раскрасим желтым?» Если кроха не любит рисовать, попробуйте раскрашивать сами, но так, чтобы он видел, что вы делаете это с удовольствием.
  3. Помимо рисования действенным методом является и лепка. Используйте простые формы, чтобы малышу было интересно: красный шар — это яблочко или помидор; длинная красная колбаска — змея и т.д.
  4. Мозаики — еще один отличный способ обучить различию цветов. Собирая различные узоры из элементов мозаики, ребенок развивает свои творческие способности, формирует художественный вкус, тренирует мелкую моторику рук и, конечно, запоминает названия цветов.
  5. Предложите крохе различные игры, основанные на принципе сортировки: разложить игрушки в коробки по цвету (например: «ооо, сколько игрушек разбросано по комнате… а давай сложим в этот ящик все синие машинки? А в тот — все зеленые»); найти в общей массе пуговиц только желтые и сложить их отдельно от других; разложить детали конструктора в соответствии с цветами и т.д.
  6. Попробуйте «случайно» перепутать цвета фломастеров и надетых на них колпачков и попросите малыша исправить ситуацию.
  7. Вырежьте из цветного картона карточки и, показывая их ребенку, попросите назвать, какого цвета та или иная карточка.
  8. Пофантазируйте и решите сами, какой способ обучения будет наиболее интересен именно для вашего крохи: вырезать из цветной бумаги геометрические фигуры нужного оттенка; строить домики в нужной вам гамме, рисовать пальчиковыми красками в требуемой палитре и т.д.

Не форсируйте события: правильным решением будет постепенное знакомство с наименованиями цветов, поэтому не приступайте к изучению следующего оттенка, пока малыш хорошо не запомнил предыдущий.

Кроме целенаправленного игрового обучения можно просто указывать малышу на окружающие его предметы на улице: автомобили, автобусы, остановки, лавочки, строения, двери магазинов и т.д. Это закрепит его знания и поможет понять, что синими, к примеру, бывают не только детали конструктора или мяч, но и машины, и вывески, и качели — то есть самые разнообразные предметы.

Особенности обучения детей в возрасте до года и после двух лет

Как научить цветам ребенка после года

При обучении различию цветов детей в возрасте до года важно помнить, что требовать результата в этот период еще рано. Называя цвета игрушек, карандашей, одежды и других предметов, вы закладываете в ребенка информацию, служащую базой для дальнейшего развития. Когда малышу исполнится два года и вы вернетесь к изучению цветов, то увидите, что ему легко даются эти знания: он быстро запоминает и хорошо различает пять-шесть основных цветов.

А вот обучение крохи в возрасте двух-трех лет отличается от раннего знакомства с цветовой гаммой тем, что он осмысленно отличает цвет от формы, материала и размера предмета. Это дает ему возможность осознанно классифицировать предметы по цветам вне зависимости от других характеристик.

Если ваш малыш до трех лет не выучил названия основных пяти-шести цветов, не следует паниковать: каждый ребенок осваивает мир в соответствии со своими особенностями склада ума, поэтому просто стоит сделать упор на обучение, и постепенно кроха их запомнит. Если же ребенок в пять-шесть лет не различает и не называет основные цвета, то это серьезный повод обратиться к логопеду-дефектологу и психологу.

Каждый ребенок развивается в своем темпе, поэтому не стоит сравнивать вашего малыша с другими и расстраиваться, что он не знает того, что демонстрируют сверстники. В этом случае следует просто приложить больше усилий и уделять занятиям с крохой больше времени.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ